Цели внедрения CRM
Цели внедрения CRM должны учитывать специфику бизнес-процессов и рабочих этапов в компании. В этом случае вы получите эффективный инструмент для выстраивания внутренних процессов в компании. Так, правильно выбранная и настроенная CRM-система исключает ситуацию, когда груз, подготовленный к отправке, неделями лежит на складе, потому что о нем забыли. Если речь идет о взаимодействии различных отделов и подразделений, все сотрудники компании, задействованные в реализации одного проекта, своевременно получают уведомления о изменениях статуса и знают, когда приступить к выполнению своей части работы.
Правильно выбранная и настроенная CRM должна иметь проработанную систему уведомлений. Благодаря этому сотрудники компании в нужный момент получат уведомления на электронную почту, через всплывающее окно в браузере или сообщение на мобильный телефон. Это важно для исключения заминок в рабочем процессе.
Внедрение CRM-системы на предприятии или в небольшом интернет-магазине, по сути, преследует одни цели. К ним можно отнести следующие моменты:- Систематизация сведений о клиентах и поставщиках. Правильно выбранная CRM предоставляет менеджеру полный объем информации о заказчике или контрагенте – от даты рождения до предпочтительного времени для звонка.
- Оптимизация процессов в компании. Система создает единое рабочее пространство, степень прозрачности которого поддается настройке. Так, сотрудники отдела продаж всегда могут увидеть и наличие товара на складе, и статус заказа, который пока не доставлен. Для этого не придется никуда звонить и тратить время – правильно выбранная CRM должна быстро показать всю интересующую информацию человеку, имеющему к ней доступ.
- Автоматизация продаж и других рабочих процессов. Едва ли не основная цель внедрения CRM-системы. Автоматизация сведет к минимуму влияние человеческого фактора и сэкономит сотрудникам время. Так, менеджеры во время звонков смогут воспользоваться скриптами для продаж, быстро отреагировав даже на самый неожиданный ответ потенциального заказчика.
- Повышение эффективности аналитических инструментов. Больше не придется тратить часы на составление отчетов – достаточно указать интересующие параметры, и CRM самостоятельно выведет нужную статистику. И по работе всего отдела, и по эффективности отдельного сотрудника.
- Упрощение документооборота внутри компании. Не придется тратить время на поиски нужного документа, если выбрать CRM-систему правильно. В таком случае на поиски нужного файла уйдет не больше минуты.
Разумеется, это не все преимущества, которые дает интеграция системы управления, но большинство компаний преследует именно эти цели.
Как подготовиться к внедрению CRM
Чтобы подготовиться к интеграции, прежде всего, перед внедрением CRM-системы нужно понять, для чего это вам. От этого напрямую зависит выбор. CRM должна полностью соответствовать масштабам компании и бизнес-процессам, запущенных в ней. В таком случае лучше выбрать вариант «на вырост», чем купить решение, соответствующее сиюминутным целям внедрения CRM. Возможно, спустя пару лет функционала будет не хватать.
На втором этапе нужно понять с помощью каких ресурсов вы будете обеспечивать интеграцию CRM. Варианта здесь три:
- Внутренние ресурсы. Но уровня компетентности коммерческого директора, заручившегося поддержкой сисадмина Сережи, может оказаться недостаточно.
- Представители разработчика. Не забывайте, что не везде есть возможность заказать внедрение CRM – некоторые компании просто предлагают купить CRM, а дальше решать проблемы самостоятельно.
- Компания, специализирующаяся на внедрении CRM. Но и здесь есть нюансы – вы можете выбрать систему, с которой подрядчик ранее не сталкивался. В таком случае нет гарантии, что исполнитель будет понимать, как внедрить CRM-систему в соответствии с вашими пожеланиями.
В зависимости от выбора станет понятен бюджет – и это следующий шаг. В некоторых случаях цифры могут напугать, но не забывайте, что почти всегда правильная интеграция системы управления приводит к росту прибыли. В такой ситуации затраты будут компенсированы быстрее, чем кажется.
Важно определить сроки и этапы интеграции. Сделать все и сразу за день не получится, если у вас масштабный бизнес. Поэтому не забудьте расставить приоритеты.
При внедрении стоит предварительно учитывать технические моменты. Прежде всего это касается телефонии и системы учета товара на складе – нередко при интеграции именно с ними возникают сложности.
Как выбрать CRM-систему для интеграции
При выборе CRM важно учитывать масштаб компании и специфику бизнеса, сопоставляя их с функционалом систем, представленных на рынке. Потому что одно решение лучше подходит для интернет-магазина, а другое в большей степени ориентировано на производство.
Выбирая CRM, следует помнить, что многие системы ориентированы под конкретную сферу бизнеса. Но существуют и платформы, предлагающие отраслевые решения – просто используйте шаблон, разработанный под вашу специфику. Во многом это облегчит и интеграцию, и дальнейшее использование CRM-системы с учетом актуальных бизнес-процессов.
Все CRM-системы в той или иной степени обеспечивают автоматизацию работы и создания отчетов, поэтому не нужно ставить этот функционал во главу угла при выборе. То же самое касается воронки продаж, которая есть в подавляющем большинстве систем. Лучше обратить внимание на возможность персонализации – это может оказаться действительно важно. Такая опция поможет полностью настроить систему под себя и исключить функции, которые точно не пригодятся. Но далеко не каждая CRM дает такую возможность.
На что еще рекомендуем обратить внимание, выбирая CRM-систему:
- Наличие бизнес-сценариев. Этот инструмент окажет существенную помощь отделу продаж и поможет поднять уровень дохода.
- Степень комфорта при работе с планировщиком. Это важный инструмент, поэтому ему стоит уделить внимание – он должен максимально соответствовать вашим задачам. С его помощью можно не только планировать, но и оценивать занятость сотрудников.
- Проработанность системы уведомлений. Согласитесь, обидно потерять заказ только из-за того, что менеджер вовремя не получил сообщение об изменении статуса заявки.
- Ведение учета расходов и доходов. Да, для этого существует профильное ПО, но лишним такой функционал CRM точно не станет.
- Уровень настраиваемости рассылок
- Интеграция с телефонией. Также важно и наличие видеосвязи – это удобно для внутренних совещаний. Не придется переходить на сторонние сервисы, можно вести все диалоги внутри CRM.
- Наличие API-интерфейса. Такая опция облегчит интеграцию с ПО и сервисами, которые не были изначально предусмотрены разработчиком.
- Возможности, доступные в карточке клиента. Удобно, когда этот модуль не только содержит всю информацию о заказчике, но и дает возможность позвонить или написать сообщение на почту или в мессенджер.
- Инструменты для сквозной аналитики. Любой руководитель должен понимать, что происходит в компании, чтобы своевременно реагировать на ситуацию. Поэтому функционал CRM должен предоставлять достаточный массив отчетов. И чем понятнее они будут, тем лучше.
Говоря о важных моментах при выборе CRM, нельзя не упомянуть простоту интерфейса. Не забывайте – ей будут пользоваться и другие сотрудники компании, поэтому важно, чтобы работа с системой не сводила их с ума.